ШАХМАТНЫЙ КЛУБ «БЕРЕГ»


Правила игры в шахматы

С чего начать? Страничка для новичков и тренеров
Советы известных специалистов

Основы дебюта
Принципы дебютной стратегии

Основы стратегии шахмат

Тактическое мастерство

Техника эндшпиля

Помощь мастеру <=
Нюансы современной теории, белые пятна, новинки - актуальные темы для шахматистов-практиков от первого разряда и выше


Шахматная композиция
Этюды и задачи. Сказочные шахматы

Виды шахмат
Самые разнообразные варианты шахмат на основе классических

Лучшие партии клуба "Берег" с комментариями

Ссылки
Ссылки на другие шахматные ресурсы Internet

Чемпионы мира
Статьи обо всех чемпионах и чемпионках мира

chess@afn.ru

Материал предоставил
Андрей Бахматов

Виды шахмат

В данной статье я лишь перечислю некоторые варианты игры в шахматы, которые образованы на основе привычных нам классических шахмат.
Некоторые из этих видов относят также к сказочным шахматам, они используются для составления особого типа задач - сказочных. На самом деле все ниже описанные варианты шахмат имеют разную стратегическую основу, разные принципы развития фигур и ведения атаки. Например, партия в «шахматы без шахов» обычно длится дольше и менее зрелищна, чем обычные шахматы, между тем как партия в «цирк» длится в среднем 8-10 ходов, и, как правило, малейшей неточности достаточно для поражения! Такие шахматы развивают комбинационное зрение, умение далеко и точно рассчитывать варианты, способствуют развитию нестандартного и гибкого мышления, особенно у тех, кто занимается шахматами более 3 лет.
Теперь Вы забудете что такое "надоело играть одно и то же" - теперь у Вас есть широкий выбор!

Крэзихаус

Крэзихаус (иначе болт чесс) - ближайший родственник самого популярного вида шахмат - шведов. Все сбитые фигуры противника меняют свой цвет и переходят в "рукав" сбившей стороны. Ход делается либо корректным (возможным) передвижением фигуры, либо выставлением любой фигуры из "рукава" на любую незанятую клетку.
Иногда вводятся следующие ограничения на выставление фигуры из "рукава":
1. Нельзя ставить фигуру на 1-ю, 2-ю, 7-ю или 8-ю горизонтали
2. Выставленная фигура не должна объявлять мат вражескому королю этим же ходом.
Этот вид шахмат получил широкое распространение в Интернете, но за обычной доской играть неудобно. Динамика средняя.

Магараджа

Начальная расстановка чёрных - обычная, у белых только одна фигура - магараджа, белые изначально могут поставить магараджу на любую клетку первого ряда. Магараджа может ходить как ферзь и как конь. Цель белых - поставить мат, цель чёрных - съесть магараджу.
В эту игру в основном играют на начальном этапе обучения шахматам.

Марсельские

Суть игры в том, что вместо одного хода всегда делается два по правилам обычных шахмат. Шах можно объявлять только вторым ходом, чтобы противник имел возможность защититься.
Эти шахматы популярны во Франции, однако дальнейшего распространения игра не получила. Динамика средняя.

Поддавки

Существует несколько версий шахматных поддавков, но я перечислю три основные.
1) Король обязан уходить из-под шаха, нельзя ходить на битое поле, мат(пат) - поражение матующей(патующей) стороне, цель - отдать всё, кроме короля.
2) Король обязан уходить из-под шаха, на битое поле можно ходить, только когда возможные ходы есть только у короля, мат(пат) - поражение матующей(патующей) стороне, цель - отдать короля.
3) Можно отдать короля в любой момент, цель - отдать всё.
По числу поклонников эта игра не идёт ни в какое сравнение с шашечными поддавками, но и здесь есть свой контингент.Динамика средняя.

С шахами и без шахов

В шахматы с шахами, если есть возможность объявить шах, то игрок обязан его сделать. Цель игры - мат.
В шахматы без шахов соответственно шахов делать нельзя, первый же шах должен являться одновременно и матом.
В первом варианте например ход 1.е4?? некорректен ввиду 1...f5!, и белые вынуждены отдать ферзя :-)
Для шахмат без шахов приведу позицию:
белые: Крa3; чёрные: Крh8, h3. Белые при своём ходе делают ничью, идя на c1 и не давая пешке превратиться в матующую фигуру.
Динамика соответственно средняя и низкая.

Фишер-рандом

Главное отличие шахмат Фишера (имеется в виду игра, т.к. шахматами Фишера называют иногда обычные шахматы с применением часов Фишера) от классических заключается в начальной расстановке фигур. Начальную расстановку удобно определять с помощью компьютера: программа "мешает" фигуры первого ряда, восьмой ряд расставляется симметрично первому относительно линии раздела между четвёртой и пятой горизонталями. На исходную позицию накладываются обязательные ограничения:
1. Король должен располагаться между ладьями;
2. Слоны стоят на клетках разного цвета.
Чтобы не сильно отрывать Фишер-рандом от привычных шахмат, придумали способ сохранить рокировку. Рокировка в Фишер-рандом возможна, если соблюдены условия:
а) король ни разу во время партии не ходил, и в данный момент не находится под шахом;
б) ладья, участвующая в рокировке, ранее не ходила;
в) поля, на которые должны встать в итоге король и ладья, свободны от фигур и не находятся под боем фигур противника;
После рокировки король и ладья располагаются на тех же клетках, на которые они попадают после соответствующей рокировки в классических шахматах.
Эту игру нередко называют "забавой для профессионалов". Действительно, на любительском уровне игра, что называется, не прижилась, зато многие гроссмейстеры охотно играют как между собой, так и против компьютера.

Фролова шахматы

Игра в варианте шахмат, предложенном украинским шахматистом Артуром Фроловым, состоит из двух этапов: на первом происходит поочередное выставление фигур на доску игроками, начинают белые, как и в обычных шахматах. Когда все 32 фигуры оказываются на доске, тогда начинается второй этап - игра, как в обычные шахматы, где цель - поставить мат королю соперника.
Партнеры выставляют свои фигуры поочередно на любые незанятые поля, при этом фигуры могут быть поставлены на любые поля, а пешки только на горизонтали от 2 до 4 для белых пешек, и от 7 до 5 для черных пешек. Собственно, это все правила выставления фигур, фигуры могут быть выставлены с шахом или даже матом, а также король может быть выставлен под шах, и даже "дать шах" королю соперника.
После окончания этапа выставления фигур на доску, первый ход, как и в обычные шахматы, за белыми. Если белые имеют возможность дать мат или сразу взять вражеского короля (в том числе и своим королем), то игра сразу заканчивается их победой. Но взять вражеского короля белые могут лишь в том случае, если их собственный король тем же ходом не попадает под шах.
Может возникнуть любопытный феномен, который называтся "мат королем", когда черные нападают своим защищенным королем на короля белых, и следующим ходом соперник не может избежать нахождения своего короля под шахом - то есть победа за черными. Также и черные должны следить за тем, чтобы их королю не был объявлен шах, так как это приведет к его возможному взятию первым же ходом, если в свою очередь черные не поставят одной из выставляемых фигур шах белому королю.
Игра достаточно динамична и в некоторых случаях, особенно если играют сильные соперники, партия носит с самого начала этюдный характер, с большим количеством счетных позиций, тактической борьбы, осложнений.

Цирк

Отличия в правилах:
1. Сбитая фигура перемещается "домой". То есть если был сбит ферзь, то он не убирается с доски, а ставится на поле d1.
Если сбит конь, слон или ладья, и есть варианты, куда ставить фигуру, то место, куда фигура ставится, выбирает игрок, чья фигура была сбита. Если же сбита пешка, то её "дом" находится на 2-й (у белых) горизонтали на той же вертикали, где она находится на момент взятия.
2. Если у сбиваемой фигуры все "домА" (1 у пешки, 1 у ферзя, 2 у остальных фигур) занят(ы) другой (или другими) фигурой, то сбивать такую фигуру нельзя, и сбивающий должен сделать другой возможный ход, за исключением случая 3.
3. Можно сбивать любую фигуру вне зависимости от того, занят ли её "дом", если взятие фигуры одновременно является матом вражескому королю.
Продемонстрирую примерный вариант партии, в скобках указано куда становится сбитая фигура:
1.e4 d6 2.Фh5 Сe6 3.Крd1 [теперь ферзь будет безнаказанным, так как король занимает "дом" ферзя.]
3...Кf6 4.Сb5+ Кc6 5.С:c6(->b8)+ К:c6(->f1)[в итоге белые просто потеряли темп!]
6.Кf3 Фd7 7.Лg1 [теперь неуязвим ещё и конь]
7...d5 [в это время чёрные спокойно развиваются. Очевидно, что чёрными играет опытный циркач]
8.Кe5 O-O-O [защищая ферзя и выводя в бой ещё и ладью]
9.К:c6(->g8!) de(->e2) 10.Кd4 [на 10.К:d8(->a8)?? следует 10...Ф:d2# - мат!]
10...Фb5! [иначе туда пойдут белые. Теперь же надо защищаться от мата, но непонятно как]
11.c3 Сb3+ 12.Кc2 Ф:e2#

Шведы

Шведы (иначе багхаус) - безусловно наиболее популярная игра среди любителей, многие шахматисты могут играть в шведы часами напролёт. Играют четыре человека - по 2 в каждой команде, на двух досках. Правила и возможные ограничения те же, что и в игре крэзихаус, только взятые фигуры не меняют цвет, а передаются в "рукав" партнёру. Партнёры по команде обязательно играют разным цветом.
Игра развивает командный дух и интуицию. Динамика средняя.

Шахматный форум
Играть!